как продавать трафик | полезные скрипты | технические вопросы

вопросы хостинга | продвижение сайтов | поисковые системы

Феномен Google

Автор: Андрей Кузин
Источник: 3DNews, 23.11.2001

Mountain View, California

На общем фоне закрытий интернет-компаний, Google поражает динамикой своего развития. Спустя три года после запуска, поисковая система Google занимает 15-e место в топе самых посещаемых сайтов США. Сегодня его поисковый движок обслуживает около 150 млн запросов ежедневно, что позволяет говорить о Google как о самом популярном поисковом сервисе в Интернете.


Центральный офис Google в Mountain View

Что самое невероятное — Google практически находится на самоокупаемости, сумев избежать инвестиционной иглы. По мнению аналитиков, прибыль компании за 2001 год составит $50 млн. Как же компания их зарабатывает? У Google два канала поступления денег: реклама на сайте, растущая на 10% в квартал, и продажа движка партнерам.

Чем объяснить подобный успех? Google постоянно находится в процессе развития. Бывший CEO Novell, Эрик Шмидт, перешедший в августе в Google, выдвинул новые цели. Компания будет пытаться увеличить капитализацию с помощью выхода на новые рынки, где их совсем и не ждали — внутренних поисковых машин для корпоративных сетей. Хотя Шмидт прекрасно разбирается в технических вопросах, но получал сильнейший пинок под зад от Novell за неумелое руководство. Доля Novell под чутким четырехлетним руководством Шмидта сократилась на рынке сетевых операционных систем с 15% до 11%, что и закончилось его отставкой в июле 2001-го. Но Google как воздух необходимы его связи, влияние и вес в корпоративной профсреде, плюс первоначальной его задачей является расширение технологического лидерства Google, а в технологиях новый шеф разбирается отлично.

Награды Гугла Награды Гугла Награды Гугла Награды Гугла Награды Гугла Награды Гугла
Награды

Революционность технологии Google заключается в том, что поисковая машина не просто отслеживает ключевые слова на веб-страницах, но и пытается оценить релевантность найденного результата на основе количества ссылок на данную страницу с других сайтов. Что-то подобное известно российским пользователям сети как «индекс цитируемости Яндекса», только у Google этот параметр является ключевым для формирования поискового результата. Как следствие — по результатам проведенного этим летом исследования NPD Group, Google был назван самым эффективным поисковым движком, причем 97% пользователей довольны результатами поиска «каждый раз» или «почти каждый раз».

Сергей Брин

Sergey Brin
сооснователь и
президент

Ларри Пейдж

Larry Page
сооснователь и
президент

Эрик Шмидт

Eric E. Schmidt
исполнительный
директор

На сегодня этот поисковый монстр содержит и актуализирует примерно 1,6 млрд страниц, что на 60% больше, чем в прошлом году (по информации поисковой компании Cyveillance всего в Сети около 5 млрд страниц). Для повышения охвата Google увеличил количество языков, на которых производится поиск до 66 (Alta Vista ищет только на 25 языках). И это не предел... Серьёзно развиваются и другие направления, как, например, поиск и индексирование изображений. Google растёт. Компания плавно переходит из Интернет-сенсации в стабильный бизнес.

 


Интервью с Google

— Где-то тут в Mountain View обитает ваш Гуголь...
— Ага... вон там за углом 101-е шоссе, и прям за ним на другой стороне.
— Правда???

Безуспешные попытки словить на рабочем месте Сергея Брина или Ларри Пейджа закончились интервью с руководителем пресс-службы Google — Дэвидом Крейном. Где шляется руководство, он был не в курсе, но зато дал посидеть за рабочими столами отцов-основателей, кстати, они работают в одной комнате:

Рабочее место Брина (или Пейджа) в 2001 году

Рабочее место Пейджа (или Брина) в 2001 году

Андрей Кузин: Конечно, я немного знаком с историей вашей компании, но хотел бы её услышать еще раз от вас.

Дэвид Крейн, руководитель пресс-службы Гугла в 2001 году
Дэвид Крейн

David Krane: Конечно и с удовольствием. Google возник в середине 90-х годов, как кандидатская работа в Стэнфордском университете. Основателями его были Сергей Брин (Sergey Brin) и Ларри Пейдж (Larry Page), которые в тот момент учились в аспирантуре Стэнфорда, на факультете информатики. В то время Сергей занимался изучением технологий сбора данных, а Ларри осваивал интернет. Они познакомились во время учебы и пришли к выводу, что эти два направления очень тесно связаны друг с другом. В течение двух последующих лет Сергей и Ларри оттачивали и полировали свой проект, изучая особенности его функционирования, и пришли к выводу, что проект может стать основой для поискового движка, существенно превосходящего всё, что тогда существовало на рынке. Таким образом, в сентябре 1998 года Ларри и Сергей впервые запустили поисковую систему Google. Движок в тот момент существовал в виде бета-версии, и с тех пор мы работаем в этой сфере уже чуть больше трёх лет, наша штаб-квартира всегда располагалась здесь, в Силиконовой долине, и сегодня у нас работает порядка 250 сотрудников. Мы сильно выросли, стали поисковой системой номер 1 на рынке, то есть, вы видите, что за три с небольшим года компания достигла существенного прогресса.

Трудно удержаться от соблазна подержаться за Гуголь :-)
Трудно удержаться
от соблазна подержаться
за Гуголь :-)

АK: Какие поисковые системы и компании сегодня полностью перешли на ваш движок? Вы можете их перечислить?

DK: Ни один другой поисковый движок не использует нашу оригинальную технологию. Однако Yahoo, Cisco, ряд порталов по всему миру, AOL, Netcape, Red Hat, — всего около 130 сайтов перешли на нашу поисковую технологию. Но ни один из наших конкурентв — если я правильно уловил смысл вашего вопроса — не имеют доступа к нашим технологиям. Например, вы можете подумать, что Yahoo — это поисковая система, хотя на самом деле это намного более широкий и разносторонний проект, а мы просто предоставляем технологию для их поисковых сервисов. А вот с Altavista, к примеру, у нас нет никаких взаимоотношений.

АK: Всё понятно. Но каковы ваши основные источники финансирования?

DK: Основная часть — от доходов с продаж наших продуктов. Google очень повезло: мы привлекали заёмное финансирование только один раз, в форме венчурного капитала, и две компании, которые сделали вложения в наш проект в июне 1999, это Cliver Perkins и Sukhoi Capital (примечание: расшифровывалось с диктофона и возможны ошибки в незнакомых названиях компаний). Это две очень известные верчурные компании, работающие в Силиконовой долине. Итак, это было еще в июне 1999 года, и мы смогли привлечь 25 млн. долларов США. Впоследствии наши дела шли весьма успешно, мы продавали целый ряд продуктов, напряжённо работали, развивали и укрепляли компанию, и не так давно мы объявили о том, что компания начала приносить прибыль. Нам удалось получить солидные доходы, и на начало этого года наш бизнес был уже прибыльным. То есть наша компания является прибыльной вот уже почти год.

АK: Каковы основные направления вашей деятельности? Как вы осуществляете маркетинг ваших продуктов?

DK: Наш бизнес состоит из двух направлений. Одно из них направлено на конечных пользователей, и это очень важно. Другое — работа с партнёрами, предоставление технологий, как в случае с Yahoo, Cisco и т.д. Важность направления, связанного с конечными пользователями, в том, что, во-первых, это помогает нам держать высокий брэнд. Это узнаваемость и признание. Существует много компаний, которые играют очень важную роль, поставляя технологии, но это остается за кадром, и вы о них ничего не знаете. К примеру, какая-то компания производит электронные компоненты вашего диктофона, и никто, в общем-то, не знает, кто эти компании. Они делают очень важные компоненты, но о них никто не знает, так как эти компоненты — внутри. Для Google очень важно работать с конечными пользователями, поддерживать взаимоотношения с потребителем. Таким образом, мы лучше понимаем, что им нравится в нашей поисковой системе, что для них важно, а что им не нравится. Всё то, что мы узнаём благодаря этим взаимоотношениям, позволяет нам дальше совершенствовать нашу технологию для наших партнеров.

АK: Какова цель приглашения нового исполнительного директора в компаню? Каковы его высшие стратегические задачи?

DK: Нашего нового исполнительного директора зовут Эрик Шмит, раньше он был исполнительным директором Novell, а также техническим директором Sun Microsystems. Это очень опытный специалист. Одна из причин, по которым мы пригласили Эрика в руководство нашей компании, состоит в том, что Google сейчас находится на этапе роста, когда грамотное руководство может принести колоссальные плоды. Сергей и Ларри по-прежнему играют очень важную роль в нашей команде, и втроём осуществляют руководство компанией, однако Эрик имеет более чем 20-летний профессиональный опыт работы, и у него масса связей, которые нам очень помогают. Он знает огромное количество людей, и сам достаточно известен как в технологическом, так и в деловом сообществе. Это само по себе уже приносит большую пользу Google, как бы выводя компанию на новый уровень. Так что его роль очень значима.

АK: А каковы ваши ближайшие планы на будущее?

DK: Ну, прежде всего, не расслабляться и продолжать концентрировать усилия. Причём, именно на поисковых системах. Многие компании, которые были в бизнесе поисковых систем до Google, были весьма успешны во время первой стадии их роста. А затем они просто потеряли концентрацию. И начали заниматься электронной почтой, гороскопами, календарями и прочей ерундой, которая не имеет ничего общего с поисковыми системами. Наши же планы на будущее — оставаться сконцентрированными на том, что мы делаем. Мы, конечно же, планируем расширять нашу поисковую технологию, продолжать добавлять поддержку новых языков, добавлять информацию, так, чтобы с помощью Google вы могли искать информацию за пределами веб-страниц, к примеру, поиск по документам MS Office, PDF, и по другим подобным источникам. Мы также планируем развивать масштабируемость нашей технологии. Сегодня мы являемся поисковой системой номер 1, но пока еще нельзя сказать, что абсолютно все люди во всемирной сети пользуются нашей системой. И это — наша цель. Чтобы достичь этой цели, наша технология должна стать еще более мощной и масштабируемой. Вот таковы наши планы.

АK: Google очень популярен в России, как поисковая система. Эту популярность вам обеспечили веб-мастера, в том числе и я, которые в определенный момент заметили огромное количество переходов с поисковой системы Google. Сначала, это обсуждалось кулуарно, в рассылках, на встречах, затем пошло в публикации. Именно это обеспечило популярность Google в России. Google не предпринимала никаких шагов по популяризации себя в России, но добилась таких потрясающих успехов в узнаваемости брэнда. Рассматриваете ли вы Россию как некий рекламный рынок, на котором вы будете работать?

DK: Наверное, нет, и основная причина тому — Google практически не занимается своей рекламой. Мы смогли достичь столь высоких показателей в бизнесе в том числе и потому, что у нас были очень скромные макетинговые расходы. Мы считаем, что если мы будем продолжать делать очень качественные поисковые продукты, люди будут продолжать ими пользоваться, и останутся верны компании. А если вы являетесь приверженцем чего-то, вы об этом рассказываете другим - друзьям, соседям, коллегам, и т. д. Мы называем эту стратегию «стратегия слова», или «маркетинговый вирус» (в хорошем смысле слова). Она прекрасна работала у нас с основания компании. И мы думаем, что будем придерживаться этой стратегии по всему миру. Это не имеет никакого отношения к тому, насколько мы считаем перспективным российский рынок. Такова наша стратегия во всем мире — мы не тратим деньги на рекламу и не занимаемся прямым маркетингом. Так как один из наших основателей — русский, мы тепло относимся к российским пользователям. Мы получаем из России много писем, у нас в компании работает несколько русских сотрудников. Но в то же время я не могу сказать, что мы собираемся запустить какую-то широкомасштабную рекламную компанию в России — просто потому, что мы нигде не собираемся этого делать.

АK: То есть ваша основная стратегия — усовершенствование ваших продуктов и лицензирование движка?

DK: Это только одна половина нашего бизнеса, а вторая — мы продаём рекламные площади на Google.com.

АK: Летом в Российском Интернете циркулировали слухи о возможном переходе российской поисковой машины Рамблер на ваш движок. Рамблер не подтвердил, но и не отверг эти слухи. Может Вы прокомментируете?

DK: Я знаком с этим названием, но официальных переговоров с Рамблером у нас не было.

АK: Огромное спасибо за беседу и успехов!

 

Фотогаллерея:

Публикации о компании Гугл
Публикации о компании — с любовью вырезаны и прикноплены...

 

Гугл-кухня
Любимое место - кухня

 


Переговорная Гугля в 2001 году
Переговорная... между прочим

 


Электро-самокат Ларри Пейджа
Электро-самокат Ларри Пейджа. Стоит на подзарядке в коридоре. На этой штуке он иногда ездит на работу. Для преодоления расстояния Ларри пришлось собственноручно приделать дополнительный аккумулятор.

 


Коридор в офисе Гугла
Просто коридор

 


Сотрудницы Гугла
Очаровательные сотрудницы :-)

 

Трафикомер Гугла
Изобретение одного из местных умельцев — «Трафикомер Гуголя»
(коробка прикреплена к стеклу скотчем).
Каждое мигание светодиодов означает 100 произведенных поисков.

 


Карта интенсивности запросов на сервер Google со всего мира
Карта интенсивности запросов на сервер Google со всего мира.
Максимум запросов на тот момент был с западного побережья
и с Западной Европы, а России глубокая ночь, что видно по монитору.

 

как продавать трафик | полезные скрипты | технические вопросы

вопросы хостинга | продвижение сайтов | поисковые системы