как продавать трафик | полезные скрипты | технические вопросы

вопросы хостинга | продвижение сайтов | поисковые системы

Сергей Брин: новый миллиардер Кремниевой долины

Источник: Вебпланета, 29.03.2004

Сергей Брин

В последнем рейтинге миллиардеров от журнала Forbes можно обнаружить одного капиталиста с русскими корнями, богатство которого никак не связано с газом, нефтью, и добычей других природных ресурсов. Несмотря на то, что его любимым занятием, темой докторской диссертации и хобби является шахтерское дело (англ. — mining), Сергея Брина интересует добыча полезных ископаемых из недр виртуальной планеты. Основатель и президент компании Google сегодня входит в число самых богатых людей планеты.

Сергей Брин родился в Москве в 1974 году, и в 1979 переехал в США, поэтому поговорить с ним об изумительных московских пейзажах и любимых переулках вряд ли удастся. Его семья приехала на постоянное место жительства по американской программе эмиграции для лиц с еврейскими корнями, и вскоре бывший учитель математики Михаил Брин стал преподавателем университета Мэриленда, а его жена Евгения стала учёным специалистом в Американском национальном агентстве по аэронавтике и исследованию космоса (NASA).

Михаил Брин, отец Сергея Брина

Увлечение математикой со стороны Михаила Брина привело к тому, что и Сергей, и его младший брат Сэм с ранних лет чувствовали себя довольно комфортабельно в окружении клавиатур, мониторов и необходимостью изучать внутренние особенности системы для решения задач. Когда первоклассник Сергей Брин принес в школу распечатанное на принтере домашнее задание, то даже в технологически прогрессивной Америке учителя удивились — компьютеры в начале восьмидесятых были не у каждого.

После окончания школы Сергей поступает на факультет математики Университета Мэриленда, где получает диплом бакалавра досрочно и в процессе зарабатывает престижную стипендию National Science Foundation Graduate Fellowship, позволяющую забыть о заботах финансирования вуза. Продолжение образовательного процесса проходит уже на западном побережье США в г. Пало-Альто, где в самом сердце калифорнийской Кремниевой долины расположился Стэнфордский университет.

Некоторые американские университеты позволяют студентам с дипломами бакалавров подавать документы непосредственно в докторантуру, получая диплом магистра в процессе. Университет получает возможность «запрячь» талантливых студентов в долгосрочные исследовательские проекты, а студенты получают некоторую уверенность в финансировании своей научной деятельности, поэтому могут не отвлекаться на работу на стороне. Именно подобной философией руководствовалась кафедра компьютерных дисциплин Стэнфорда, в числе преподавателей которой можно увидеть такие легендарные имена как Дональд Кнут (Donald Knuth), основатель Rambus Марк Хоровитз (Mark Horowitz), Джефф Улльман (Jeff Ullman) и многие другие.

В 1993 Сергей Брин переходит в Стэнфордский университет на докторантуру. Первую свою летнюю работу Брин получил в компании Wolfram Research, где участвовал в разработке популярного программного продукта Mathematica под руководством Стивена Вольфрама, получившего всемирную известность два года назад после публикации своей книги «Новая наука», которая аргументативно ставила под сомнение многие аксиомы современной науки.

В 1995 Сергей Брин получает степень магистра и продолжает учебу в Стэнфорде, рассчитывая в июне 1997 года получить степень доктора технических наук со специализацией в компьютерных дисциплинах. Его всё больше увлекают проблемы анализа данных (data mining). От многих других университетов Стэнфорд отличается присутствием в нём математиков мирового класса, и в процессе посещения занятий и работы над диссертацией Брин сотоварищи разрабатывают такие разнообразные проекты, как систему отслеживания нарушения авторских прав, рейтинговый сайт для оценки новых кинофильмов, конвертор из формата TeX в HTML для публикации научных документов в сети, поисковик по HTML-файлам с использованием некоторых новых алгоритмов, разработанных Сергеем Брином и его коллегой Лоренсом Пейджем (Lawrence Page).

Последний проект, как уже наверняка догадался читатель, воплощал в себе первый поисковик Google. В то время поисковый механизм располагался по адресу google.stanford.edu и выглядел в мае 1998 года вот так.

В том же 1998 году Стэнфордский университет предоставил двум соискателям докторской степени возможность преподавать. Класс CS 349 назывался «Анализ данных, поиск, и Всемирная паутина» (Data Mining, Search and the World Wide Web), преподавали его докторанты Брин и Пейдж по вторникам и четвергам, посвящая каждой лекции час и пятнадцать минут.

Здание имени Гейтса в Стэнфорде, где у Брина появился преподавательский кабинет

У Брина появился преподавательский кабинет под номером 420 в здании имени Гейтса, где располагалось большинство кабинетов и аудиторий кафедры компьютерных дисциплин. Название корпуса не является ироничной случайностью — именно глава Microsoft в рамках своей благотворительной программы выделил деньги, необходимые на постройку и оснащение нового корпуса в Пало-Альто.

Первоначально создатели интересной поисковой технологии хотели продать концепцию какой-то из существующих интернет-компаний. Поскольку поисковик, судя по отзывам стэнфордских пользователей и случайно попавших на страничку интернет-пользователей, подавал весьма неплохие результаты, то Google, по мнению Пейджа и Брина, мог бы стать идеальным дополнением к существующему интернет-порталу. После нескольких визитов в интернет-компании (благо, практически все гиганты располагались в пяти минутах езды от Стэнфорда) Брину и Пейджу пришлось столкнуться с «жёсткой реальностью» — большинство крупных интернет-компаний не собиралось вкладываться в усовершенствование своих поисковых сервисов, предпочитая пользоваться тем, что есть и работать над добавлением онлайн-игр, фондовых котировок, газетных новостей, платных объявлений и т.д.

Поиск, как объяснил двум аспирантам глава Excite Джордж Белл (George Bell), является второстепенным сервисом для любого интернет-портала. Заработать существенные деньги на этом практически невозможно, и лучше вместо этого открыть бесплатную почтовую службу, толкая интернет-пользователем баннеры на каждой странице. По иронии судьбы, вскоре Excite пополнил список обанкротившихся интернет-компаний (активы Excite сегодня принадлежат Interactive Search Holdings, которая буквально несколько дней назад была выкуплена Ask Jeeves), а вот Google вполне неплохо делает деньги именно на интернет-поиске.

Собственно, обвинять руководство интернет-компаний в недальновидности трудно. В конце девяностых количество документов в глобальной Сети исчислялось скромными 1,5 млн., а поисковики не то, чтобы работали из рук вон плохо, но нечасто радовали пользователей точными результатами. Подобное статус кво, по-видимому, устраивало интернет-компании, которые будущее поиска видели в создании каталогов ссылок, в процессе исследования коих пользователю можно было показать не один десяток рекламных баннеров.

Примерно к этому времени Стэнфордский университет начал разбираться с Пейджем и Брином, угрожая вынесением выговора за компьютерное хулиганство. Робот Google качал информацию со всех страниц университета, не обращая внимания на запретные зоны, описанные в файле robots.txt. К концу 1998 года поисковиком пользовалось около 10 тыс. человек в день, что создавало немалую нагрузку на университетскую сеть, где располагался сервер. Аспирантам намекнули на необходимость ухода с домена stanford.edu, потому как, несмотря на обильные интернет-подключения вПало-Альто, Google умудрялся использовать 50% трафика, выделенного Стэнфорду.

Казалось бы, в такой момент двум соискателям докторской степени может помочь только вмешательство свыше. После претензий университета и нежелании других интернет-компаний принять в свою семью молодой поисковик стало ясно, что Google придётся стать самостоятельным проектом. Вмешательство свыше явилось в виде Энди Бехтольшайма (Andy Bechtolsheim), основателя Sun Microsystems и фирмы Granite Systems которая впоследствии стала собственностью Cisco. Наличие двух успешных проектов делало Бехтольшайма весьма уникальным человеком. А именно — таким человеком, который мог бы выписать чек на сумму в $100 000 и не опасаться грозного звонка из банка.

Алгоритмы поиска и полученные результаты удовлетворили Бехтольшайма настолько, что его следующим вопросом после демонстрации работы Google стал «На чьё имя выписывать чек?» Бехтольшайм стал первым ангелом-инвестором — таким термином в Кремниевой долине называют зажиточных предпринимателей, финансирующих молодые компании-стартапы в самом начале их работы.

Дальнейшее уже можно считать новейшей историей. Летом 2000 года контракт на обслуживание поисковых запросов с Google подписала компания Yahoo!, которой принадлежит самый популярный сайт планеты. В процессе заключения нового договора компания отказалась от услуг предыдущего поставщика поисковых сервисов — компании Inktomi. Поддержка Yahoo! сделала немало для роста популярности Google, однако фундаментом роста компании стало огромное количество довольных пользователей, которые рекомендовали Google своим друзьям и знакомым.

В первом квартале 2001 года Google вышел на прибыль, оставаясь частной компанией, акции которой распределены между небольшой группой инвесторов. В числе финансистов молодой компании можно увидеть наиболее престижную венчурную фирму Кремниевой долины — Kleiner Perkins Caufield and Byers. Ларри Пейдж утверждает, что выход на прибыль был одним из приоритетов Сергея Брина.

«Он знакомился с девушками и говорил “Привет, я — президент интернет-компании, которая сегодня теряет деньги”. Девушки никогда не назначали вторых свиданий. В какой-то момент Сергей понял, что президентов интернет-компаний, которые теряют деньги, в районе Маунтан Вью не сосчитать, и его целью стало создание интернет-компании, которая вышла на прибыль», — рассказывает Ларри Пейдж.

Сегодня Сергей Брин и Ларри Пейдж совмещают должности президентов компании. Генеральным директором Google стал ветеран Кремниевой долины Эрик Шмидт (Eric Schmidt), до этого проработавший в Novell. Аспиранты так и не получили докторских степеней от Стэнфордского университета, покинув альма матер в процессе создания компании, однако в своей кадровой политике предпочитают нанимать именно докторов технических наук.

Компания известна созданием максимально удобных условий работы для своих сотрудников. Завтраки и обеды в корпоративном кафетерии готовятся одним из самых известных и высокооплачиваемых поваров Калифорнии. Google позаимствовала у Microsoft практику бесплатных напитков в холодильнике и постоянно доступного горячего кофе. В офис можно приводить домашних любимцев, а по всему зданию Googleplex разбросаны мячи красного, желтого, зеленого и синего цветов, которые можно наблюдать в логотипе компании.

Должность в Google сегодня таит в себе определенный престиж и принадлежность к классу «избранных». Многие сотрудники, участвующие в распределении акций, в момент выхода компании на биржу наверняка станут мультимиллионерами. Пакеты акций, принадлежащие Сергею и Ларри, уже сегодня оцениваются в 1 млрд. долларов каждый. 20% своего рабочего времени сотрудники могут посвящать чему угодно — созданию собственного веб-сайта, разработке нового проекта, чтению книжек и написанию статей.

Сегодня Сергей Брин всё больше времени уделяет организационной работе. Он принимает решения касательно дальнейшей политики Google, он высказывает своё мнение по таким спорным вопросам, как исключение сайтов из индекса поисковика и отказ рекламодателям в размещении их баннеров на Google. Он продолжает оставаться активным ценителем литературы — даже в университете список его любимых книг мог поразить любого литератора.

Именно Брин персонально контролировал поддержку русского языка в поисковой базе и интерфейсе поисковика. Сегодня его любимым проектом является рекламная программа Google AdSense, где Web-мастеры, создающие контент-проекты, могут размещать рекламные блоки от Google на своих сайтах. Выплачивая чеки многочисленным авторам, для многих из которых поддержка сайта является хобби, Брин надеется ускорить создание в интернете высококачественных интернет-проектов, поддерживаемых интересными людьми.

Иногда создателя Google можно увидеть в «Русской чайной комнате Кати» — русском ресторане в Сан-Франциско. Приглашая туда коллег и журналистов, Брин чаще всего рекомендует заказать полное меню русской кухни, чтобы попробовать всё — борщ, голубцы, пельмени и блины. В его планах — создание поисковика, чёткость работы которого не вызывала бы никаких претензий ни у кого. «Такой поисковик точно знал бы, что вы ищете и выдавал бы именно те результаты, которые вам нужны», — то ли мечтает, то ли цитирует свой бизнес-план Сергей Брин.

 

как продавать трафик | полезные скрипты | технические вопросы

вопросы хостинга | продвижение сайтов | поисковые системы